Хронический гепатит С —

излечиваемое заболевание

В наш век информационных технологий все еще встречаются вопросы: излечим ли гепатит С? Существуют ли современные препараты без побочных эффектов?

Давайте попробуем разобраться.

Вирусный гепатит С относительно новое заболевание. Его история насчитывает не более 30 лет, впервые вирус был обнаружен в 1989 году. За это время представления о нём менялись: изучался сам вирус, появлялись новые лекарства и постепенно возрастала эффективность лечения, снижался риск нежелательных побочных явлений.

На сегодняшний день диагностика вирусного гепатита С обычно не представляет сложностей. Однако существуют особенности в постановке диагноза. Наличие только антител к вирусу не говорят о наличие гепатита С, окончательным подтверждением является определение РНК вируса методом ПЦР, только в этой ситуации можно говорить о вирусном гепатите С и обсуждать варианты лечения.
На сегодняшний день согласно статистическим данным в мире около 150- 170 миллионов человек инфицированы вирусом гепатита C и подвергаются риску развития цирроза печени и/или рака печени. Применение современных схем терапии позволяет достичь потрясающего результата.

Можно смело сказать: Хронический гепатит С — излечиваемое заболевание
Достижение устойчивого вирусологического ответа ассоциировано с возможной полной элиминации вируса и прекращения прогрессирования заболевания. Более 95% людей с гепатитом С в течении 3-6 месяцев противовирусного лечения могут быть полностью избавлены от вируса.

«… 7.5 Лица с наличием anti-HCV IgG у которых отсутствует РНК вируса гепатита C при динамическом лабораторном обследовании в течение 2-х лет с периодичностью не реже одного раза в 6 месяцев, считаются реконвалесцентами и подлежат снятию с диспансерного наблюдения… »
(Профилактика вирусного гепатита С, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3112-13)

Почти ежедневно на приемах врача гастроэнтеролога, врача гепатолога звучат слова «… не страшно, что у вас выявили гепатит С, вам можно сказать повезло, вы живете в новой эре, в Эре Гепатологии». Еще буквально 3-4 года назад лечение гепатита С представляло собой большую проблему. А сегодня наступило время, когда мы лечим безопасно и эффективно, и практически без побочных эффектов! Оговорюсь сразу, что в разных ситуациях гепатит С может лечиться по-разному. Ключевой точкой является наличие цирроза печени, то есть более «продвинутой» стадии болезни с возможными уже внепеченочными проявлениями, однако и на этой стадии заболевания можно смело говорить о хороших прогнозах лечения.

По мере эволюционного прогресса лечения вирусного гепатита С и эволюции лекарственных препаратов, увеличивалась эффективность лечения и уменьшались нежелательные побочные явления.

С появлением рибавирина и пегилированных интерферонов, эффективность лечения составила 55% — 60%. Следующим этапом стало появление тройной терапии, включающей два противовирусных препарата в комбинации с интерфероном. Эффективность возросла еще больше и составила около 70-75%.

В течение 2х последних лет активно в практику врача гепатолога уже вошли безинтерфероновые варианты лечения, где эффективность составляет около 90-95%. При этом время лечения сократилось до 8-12 недель лечения, практически без проявления каких-либо нежелательных эффектов.

Хотя в очередной раз нужно упомянуть, необходимо строго индивидуально говорить в каждом конкретном случаи. Благоприятный исход заболевания возможен только в том случаи, когда лечение подобрано специалистом с учетом всех особенностей человека и характера заболевания. В зависимости от типа вируса, проводилось ли лечение ранее, а также в зависимости от наличия или отсутствия цирроза печени, курс лечения может быть изменен врачом. Лечение вируса Гепатита С предполагает ежедневный, регулярный прием лекарств, контроль анализов. НЕЛЬЗЯ самостоятельно изменять схему лечения и не сдавать назначенные анализы в срок. Цели противовирусной терапии это-победа над вирусом, а вторая восстановление структуры и функции печени, чем тщательнее Вы будете выполнять рекомендации врача, тем быстрее вернетесь к обычному здоровому образу жизни.

Глобальная стратегия ВОЗ на саммите в 2016 г. поставила своей задачей к 2030 г. полная элиминация гепатита С.
При подготовке статьи были использован материал «Российские рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С», Климова Е.А; 2017

В Клинике на Ленинском принимает врач-гепатолог: