Томатис для детей

Улучшить усидчивость на занятиях, решить логопедические проблемы, повысить навыки чтения — это только часть возможностей применения метода Томатис у детей. Почему программа так эффективна и насколько важно развивать навыки слушания в раннем возрасте?

Метод аудиовокальных тренировок Томатис, основан на влиянии звуковых сигналов на основные функции мозга человека. Во всем мире его широко применяют для личностного развития и коррекции различных расстройств. Занятия Томатис полезны и взрослым и детям, в каждом случае есть свои особенности работы метода.

Тренировки Томатис показаны практически всем детям. Занятия повышают усидчивость, концентрацию внимания, развивают коммуникативные навыки. Программа Томатис помогает эффективнее выучить иностранный язык. Часто курс Томатис назначают, чтобы решить те или иные логопедические проблемы.
Столь широкий спектр применения методики Томатис у детей объясняются тем, что до 10-12 лет слуховой аппарат ребенка пластичен и восприимчив к звуковым сигналам. Принцип метода Томатис основан на особом аудиовоздействии на слуховой аппарат, который отвечает не только за восприятие звуков, но и за равновесие, ритм и координацию, ощущения пространства. Воздействие на эту систему называется “эффектом Томатиса”. Он предполагает, что голос содержит то, что ухо может анализировать, оно подстраивается под слышимое. В то же время то, чего не было в голосе, появляется.

Восприятие аудио-информации можно разделить на два вида – слышание и слушание. При этом слышание – пассивный процесс, в то время как слушание – активная способность воспринимать и анализировать информацию. Развитие навыков слушания улучшает способность к изучению и освоению языков, коммуникабельность, увеличивает творческий потенциал и работоспособность.
Дополнительно об эффективности тренировок по методике Томатис говорит и тот факт, что она применяется даже для решения серьезных расстройств — аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, дислексии и дисграфии. Занятия помогают скорректировать и расстройства моторно-двигательных функций.

Как мы уже рассказывали в предыдущем посте, во время сеансов Томатис фильтрованный звук определенных частот воздействует на мышцы среднего уха с помощью специального прибора – электронного уха «СОЛИСТЕН». Из «обычного» звука поочередно «вырезают» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Во время прослушивания такой записи мышцы уха (мышцы молоточка и стремечка) тренируются, поочередно напрягаясь и расслабляясь. Эта тренировка позволяет расширить диапазон слухового восприятия, исправляя, таким образом, многие нарушения.

Занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения возраста. Во время тренировки ребенок (или взрослый) может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности, приносящим ему удовольствие.

Исследователи заключают, что аудиовокальные тренировки приносят пользу в образовании. Доказано, что дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения. После программы тренировок ускорялись процессы восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Один из исследователей — Тим Гилмор проанализировал данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовали 400 детей и подростков. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога.

Причем, 95% родителей, участвовавших в исследовании детей, подтвердили эффективность программы. Уровень коммуникабельности ребят вырос на 89%, концентрация внимания — на 86%, уровень расстройств снизился на 80%. Понимание чтения выросло на 85%, качество речи на 74%, память — на 73%. И эффект был долговременным — в течении полугода после эксперимента большинство детей (83%) сохранили и даже развили полученные навыки.

В подготовке текста использовались материалы кандидата педагогических наук О.И. Азовой.