Столь широкий спектр применения методики Томатис у детей объясняются тем, что до 10-12 лет слуховой аппарат ребенка пластичен и восприимчив к звуковым сигналам. Принцип метода Томатис основан на особом аудиовоздействии на слуховой аппарат, который отвечает не только за восприятие звуков, но и за равновесие, ритм и координацию, ощущения пространства. Воздействие на эту систему называется “эффектом Томатиса”. Он предполагает, что голос содержит то, что ухо может анализировать, оно подстраивается под слышимое. В то же время то, чего не было в голосе, появляется.
Восприятие аудио-информации можно разделить на два вида – слышание и слушание. При этом слышание – пассивный процесс, в то время как слушание – активная способность воспринимать и анализировать информацию. Развитие навыков слушания улучшает способность к изучению и освоению языков, коммуникабельность, увеличивает творческий потенциал и работоспособность.
Дополнительно об эффективности тренировок по методике Томатис говорит и тот факт, что она применяется даже для решения серьезных расстройств — аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, дислексии и дисграфии. Занятия помогают скорректировать и расстройства моторно-двигательных функций.
Как мы уже рассказывали в
предыдущем посте, во время сеансов Томатис фильтрованный звук определенных частот воздействует на мышцы среднего уха с помощью специального прибора – электронного уха «СОЛИСТЕН». Из «обычного» звука поочередно «вырезают» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Во время прослушивания такой записи мышцы уха (мышцы молоточка и стремечка) тренируются, поочередно напрягаясь и расслабляясь. Эта тренировка позволяет расширить диапазон слухового восприятия, исправляя, таким образом, многие нарушения.
Занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения возраста. Во время тренировки ребенок (или взрослый) может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности, приносящим ему удовольствие.
Исследователи заключают, что аудиовокальные тренировки приносят пользу в образовании. Доказано, что дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения. После программы тренировок ускорялись процессы восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Один из исследователей — Тим Гилмор проанализировал данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовали 400 детей и подростков. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога.
Причем, 95% родителей, участвовавших в исследовании детей, подтвердили эффективность программы. Уровень коммуникабельности ребят вырос на 89%, концентрация внимания — на 86%, уровень расстройств снизился на 80%. Понимание чтения выросло на 85%, качество речи на 74%, память — на 73%. И эффект был долговременным — в течении полугода после эксперимента большинство детей (83%) сохранили и даже развили полученные навыки.
В подготовке текста использовались материалы кандидата педагогических наук О.И. Азовой.