Синдром избыточного

бактериального роста

Нет такого человека, которому бы кишечный дискомфорт ни разу не нарушал привычный ритм жизни. Причиной тошноты, вздутия, диареи, спазмов в животе может быть синдром избыточного бактериального роста.

Гастроэнтеролог Клиники на Ленинском Чесская Катерина Валерьевна рассказывает об особенностях этого заболевания, способах его диагностики и лечения.

Катерина, в каких случаях гастроэнтерологи говорят о синдроме избыточного бактериального роста (СИБР)?
Катерина Валерьевна
Об этом расстройстве могут свидетельствовать самые обычные проблемы — тошнота, вздутие живота, спазмы или диарея. Даже такие, на первый взгляд, не связанные с желудочно-кишечным трактом вещи как быстрая утомляемость и слабость порой объясняются именно синдромом избыточного бактериального роста. Многие симптомы связаны с нарушениями переваривания и всасывания питательных веществ из-за воздействия бактерий, которые либо метаболизируют питательные вещества, либо вызывают воспаление тонкого кишечника, нарушающее всасывание. Клиническая картина заболевания в сочетании с данными анамнеза, результатами лабораторных и инструментальных исследований (операции на ЖКТ, наличие сахарного диабета, склеродермии, амилоидоза, дивертикулов тонкой кишки, неспецифических воспалительных завоеваний кишечника, гипо-а-хлоргидрии, стеатореи, В12-дефицитной анемии, злоупотребление алкоголем (АБП) позволяют предполагать диагноз избыточного роста бактерий в тонкой кишке.
Какие факторы могут привести к развитию синдрома избыточного бактериального роста?
Катерина Валерьевна
К развитию избыточного бактериального роста могут привести такие факторы как стресс, генетическая предрасположенность, нарушение моторики кишечника. Также в зоне риска с анатомическими нарушениями в кишечнике, дивертикулами и слепыми петлями, гастроэнтеритом, вызванным изменениями тонкого кишечника. Кроме того к развитию СИБР порой приводит использование определенных лекарственных препаратов, включая ингибиторы протонного насоса.
Расскажите о применяемых сегодня методах диагностики СИБР?
Катерина Валерьевна
Существует несколько приоритетных достаточно точных методов постановки этого диагноза. Это ПЦР-диагностика, при которой определяются некоторые представители микрофлоры с внутриклеточной или мембранной локализацией. Также диагноз СИБР может быть поставлен по результатам бактериологического исследования. Одним из самых точных применяемых сейчас методов считается дыхательный тест (Н2, 14СО2), в том числе, водородный, основанный на анализе состава выдыхаемого пациентом воздуха. Водородный дыхательный тест прост в исполнении, для его проведения пациенту достаточно прийти в клинику натощак. (Подробнее о правилах подготовки и проведении ВДТ читайте правила читайте в статье на нашем сайте). Важно, что результат будет готов сразу же после завершения исследования
Что можно рекомендовать для лечения СИБР?
Катерина Валерьевна
Лечение должно быть комплексным: необходимо лечить и заболевание, вызвавшее СИБР, и сам синдром. Если не устранена причина, которая привела к возникновению СИБР, то он может возобновляться. Для качественного, квалифицированного и индивидуального способа лечения обратитесь к врачу. В нашей клинике вы можете найти как взрослого, так и детского гастроэнтеролога, будем рады помочь.