Например, у детей с вестибулярными проблемами могут возникать сложности передачи сенсорной информации.
Восприятие аудио-информации можно разделить на два вида – слышание и слушание. При этом слышание – пассивный процесс, в то время как слушание – активная способность воспринимать и анализировать информацию. Развитие навыков слушания улучшает способность к изучению и освоению языков, коммуникабельность, увеличивает творческий потенциал и работоспособность.
Что представляет собой метод ТОМАТИС?ТОМАТИС или «слуховое обучение» – это метод аудиовокальных тренировок, разработанный французским отоларингологом Альфредом Томатисом в начале 1950-х годов. Он основан на влиянии звуковых сигналов на основные функции мозга человека. Альфред Томатис доказал, что звуки способны стимулировать работу мозга, причем, до 80% этой стимуляции происходит именно за счет восприятия звуков.
Мозг лучше всего воспринимает внезапные изменения звуков, которые не может предвидеть. Именно на этом принципе «удивления» основывается обучение по методу ТОМАТИС. Во время сеансов фильтрованный звук определенных частот воздействует на мышцы среднего уха с помощью специального прибора – электронного уха «СОЛИСТЕН». Из «обычного» звука поочередно «вырезают» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Во время прослушивания такой записи мышцы уха (мышцы молоточка и стремечка) тренируются, поочередно напрягаясь и расслабляясь. Эта ренировка позволяет расширить диапазон слухового восприятия, исправляя, таким образом, многие нарушения.
Как проходит терапия?Слуховое обучение по методу ТОМАТИС проходит в несколько этапов. Сначала необходимо определить потенциал слушания пациента и возможные нарушения. Для этого уполномоченный специалист методики во время собеседования проведет психо-педагогический тест, возможно, в комплексе с аудиотестом TLTS. Затем с помощью специальных наушников пациент будет слушать программу, подобранную специалистом, причем проходить эти сеансы могут как в центре, так и дома с применением портативных устройств СОЛИСТЕН (SOLISTEN). Для достижения эффекта занятия должны повторяться, перемежаясь с перерывами, фазами отдыха. Продолжительность и количество занятий зависят от проблематики пациента, обычно, это 2 часа каждый день в течение 13 дней. Специалист также может предложить активные сеансы, включающие чтение, повторение или говорение, во время которых голос пациента мгновенно модифицируется и вновь передается в соответствии с особыми параметрами эффекта ТОМАТИС.
После завершения курса подводится окончательный итог: оценивается достигнутый прогресс, определяется необходимость дополнительных сеансов. Эффект достижим после первого курса, однако, оптимально, если проводится 3 курса терапии.
Области применения ТОМАТИСМетод ТОМАТИС применяется в качестве дополнительного метода терапии различных расстройств у детей и взрослых. Занятия по методике также могут применяться в качестве подготовки к родам или помощи для лучшего усвоения иностранных языков.
- Трудности обучения и речевые расстройства: метод воздействует на пластичность нервных путей, вовлеченных в декодирование и анализ звуков, а также на механизмы моторики, равновесия и координации. Позволяет детям, а также взрослым развить компенсационные стратегии для преодоления трудностей обучения и речевых расстройств.
- Нарушение внимания: метод основан на принципе музыкальных контрастов, предназначенных, чтобы постоянно удивлять мозг и держать его настороже. Цель в том, чтобы развить автоматические механизмы распонавания изменений, что усиливает внимание.
- Эмоциональные расстройства: в различных стрессовых ситуациях мозг может включать естественные защитные методы – своеобразный фильтр, нарушающий передачу и анализ сенсорных сообщений. Косвенно воздействуя на лимбическую систему и на перифронтальную кору головного мозга тренировки ТОМАТИС помогают бороться с такими эмоциональными расстройствами как депрессия и тревожность.
- Психомоторные нарушения: напрямую воздействуя на ушной лабиринт, занятия Томатис влияют на регуляцию мышечного тонуса и вертикальность, нарушения латеральности. Поскольку тренировки задействуют вестибулярный аппарат, регулируются механизмы ритма и координации.
- Первазивное расстройство развития (ПРР): Нервные пути, соединяющие ухо с мозгом, содержат так называемые «зеркальные нейроны», ответственные за социальную когиницию то есть процессы, делающих поведение человека понятным для общества. Воздействуя на эти нервные пути, занятия по методу ТОМАТИС помогают улучшить способности к общению.
- Личностное развитие и самочувствие: Звуки, насыщенные высокими гармониками, стимулируют обширную нервную сеть – «сетчатое образование». Она контролирует уровень общей активности мозговой деятельности. Способствуя передаче высоких звуков, которые оказывают одновременно усиливая работу мозга и снимая телесное напряжение занятия положительно воздействуют на личностное развитие и самочувствие.
- Улучшение голоса и музыкальности: Нормализация механизмов восприятия и анализа звукового сообщения приводит к положительным изменениям в разговоре, пении или игре на музыкальных инструментах.
- Подготовка к родам: Голос мамы очень чутко воспринимается ребенком, способствует его развитию. Занятия по методу ТОМАТИС помогают регулировать стресс, способствуют костной проводимости звука, сопровождают будущих мам и их малышей на всем протяжении беременности.
- Усвоение иностранных языков: Цель применения метода ТОМАТИС – дать любому человеку, желающему изучать иностранный язык, возможность действительно усвоить ритмы и звуки, позволяя уху эффективно приспособиться к ним. Занятия помогают освободиться от ритмических и звуковых привычек родного языка, зачастую затрудняющих усвоение иностранного.