Понедельник-Пятница
7:30–20:00
Суббота-Воскресенье
9:00–18:00

+7 (495) 668-09-86

перезвоните мне
Родителям о детских страхах и болезненных стрессах. Часть 3

Родителям о детских страхах и болезненных стрессах.


Часть 3



Учебник для родителей по оказанию первой, неотложной психологической помощи своему ребенку

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

Одиночество. Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе».

Чувство неуверенности в себе. Начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием. Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находится как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

Нежелание общаться с людьми. Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

Усталость и расстройство сна. Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и, тем не менее, ему часто трудно заснуть.

Колебание настроения. Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

Раздражительность и вспыльчивость. Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку».

Беспокойство. Ему не сидится на месте: ерзает, что то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

Бурная активность. Нередко, испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположенным образом:
подросток упорно уклоняется от насущных дел.

Навязчивые действия. Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

Плохой аппетит. Теряет интерес к пище. Он или совсем отказывается от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

Боязнь тишины. Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположенное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

Подчеркнутое внимание к своей внешности. Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Помощь: необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Даже если ребенок не хочет общаться, можно спросить: «О чем ты хочешь поговорить?». Ведь на самом деле малышу хочется высказаться, поделиться с кем нибудь. Только он боится или не умеет. И начинается разговор на посторонние темы, а потом удается повернуть на то, что было. Иногда помогают очень простые вопросы: «А когда тебе стало страшно?», «А что бы случилось, если бы ты остановился?», «А что тебе нужно было сделать в этой ситуации?». Иногда такие вопросы могут травмировать, но чаще наоборот. Чем больше он говорит о своем потрясении, тем быстрее страшное воспоминание стирается. Оно бледнеет, теряет свою эмоциональную окраску. Есть и такой способ, он называется «психодрамма»: мы с ребенком проигрываем то, что произошло, но по другому, чем это было в реальности. Мы представляем стрессовую ситуацию, но в ней все режиссируем по-другому, с другим результатом. Но в особо тяжелых случаях следует обращаться к психологу.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ребенку непосильных требований. Нельзя говорить: «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным». Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому, что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно , нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И, тем не менее, он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните, как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания. Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает, если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви:

«…Без любви все — ничто.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека насильником.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Есть только одна великая преображающая сила — ЛЮБОВЬ!…»


Медицинский психолог Подхватилин Николай Васильевич

Записаться на прием в Клинике на Ленинском можно по телефону +7 (495) 668-09-86.

Вернуться к списку